- Главная
- Пресс-центр
- Новости рынка
- «Платон» без эмоций: как новая система повлияет на цены
«Платон» без эмоций: как новая система повлияет на цены
04.12.2015
04.12.2015 12:56 «Московский хладокомбинат №14» (г. Москва) — Итак, российские автотрассы стали платными. С большегрузных машин (весом от 12 тонн и выше) теперь взимается дорожный сбор: 1,53 рубля за 1 км пройденного пути. К каким последствиям это привело?
Первые результаты
Система «Платон» появилась в России недавно, и подводить итоги рановато. Но дать объективную оценку уже можно. К сожалению, картина вырисовывается нерадостная.
Сразу же после старта программы на дорогах образовались огромные пробки.
Многие водители не смогли выйти в рейс. До 30% большегрузов простаивают до сих пор.
Отдельные транспортные компании вообще были вынуждены приостановить свою деятельность. Оставшиеся фирмы повысили цены.
Кое-кто даже решил нажиться на ситуации, лишившись основных конкурентов. Выбора-то у клиентов нет: возить товары на большие расстояния мелкотоннажным транспортом нецелесообразно, издержки не окупаются. По железной дороге выходит еще дороже, да и времени тратится гораздо больше. Спекулянты этим пользуются.
Предполагалось, что при сборе в 1,53 руб. за километр стоимость перевозки вырастет лишь на 4–6%. В реальности мы видим совсем другие цифры: 10–20% (в среднем) и 80–120% (в некоторых направлениях).
Увеличились затраты на создание продукции. Услуги перевозчиков требуются на многих этапах производства. Нужно транспортировать сырье, комплектующие, а иногда и оборудование.
Готовый товар тоже немало путешествует: по складам, сортировочным центрам, точкам оптовой торговли. Соответственно, и ретейлеры (розничные торговцы) вынуждены поднимать цены.
По прогнозам, в ближайшее время >отпускная цена на сахар увеличится на 2,5%. Хлебобулочные изделия подорожают на 2,3%. Конечная стоимость литра молока вырастет минимум на 3 рубля.
Причины неудач
Пользователи называют систему «сырой» и непродуманной. Недовольны все: перевозчики и поставщики, торговцы и покупатели.
Создатели «Платона» допустили не менее четырех серьезных ошибок.
-
Не отладили толком компьютерную программу.
Аппаратура отображает лишь федеральные трассы, и водители вынуждены подстраиваться, меняя маршрут. Эта особенность стала сюрпризом для перевозчиков, и спровоцировала транспортный коллапс.
Порой трек, нарисованный программой, не соответствует реальному пути. Например, зафиксирован случай: машина проехала 700 км, а компьютер насчитал 1200. И денег со счета списалось больше.
Вдобавок, есть проблемы на самом сайте «Платона». Прибор регулярно теряет связь с сервером, а служба технической поддержки работает некорректно.
-
Не запаслись бортовыми устройствами в достаточном количестве.
Пока в соответствии с новым законом оборудованы лишь 10% большегрузных автомобилей. Всего в России около 1,8 млн таких машин. Возможно, потребуется еще полтора миллиона устройств.
-
Установили чрезмерно большие штрафы.
Для частных предпринимателей штраф составляет 45 тысяч рублей, для юридических лиц — 450 тысяч. При повторном нарушении цифра возрастает: 100 тысяч для частников, 1 миллион для организаций.
Даже одно такое наказание может разорить небольшую транспортную компанию. Депутаты ГосДумы собираются пересмотреть суммы, но пока это лишь проект.
-
Выбрали неподходящее время.
Ноябрь для перевозчиков — «высокий» сезон. Все готовятся к Новому году, товарооборот увеличивается. Естественно, люди недовольны: у них график насыщенный, а тут приходится машины с рейсов снимать и маршруты перекраивать. Кто знает, может быть, в январе перевозчики отреагировали бы не так остро.
Конечно, со временем все проблемы можно решить. Власти уже работают над этим. Но не лучше ли было систему сначала доделать, а потом уже вводить?
Заразительный пример
Не секрет: идея платных дорог пришла к нам с Запада. «Платон» — аналог немецкой программы «Toll Collect».
Вообще, в Европе распространены два типа дорожных сборов. В первом случае дороги (точнее, большая их часть) являются платными для всех машин. Такая система действует во Франции, например. Во втором случае стоимость проезда зависит от веса машины. Как в Германии и Польше: легковушки могут ехать бесплатно, а вот водителям грузовиков придется заплатить.
Цены разнятся. Сравнивать их с российскими смысла не имеет: там не только другие маршруты, но и совсем иная экономическая система. Размеры любых налогов стоит рассматривать в комплексе.
Интересно следующее: в той же Германии для внедрения системы понадобилось пять лет. Три года разработчики проводили тесты, доводили всё до ума. Еще два года были потрачены на постепенное введение изменений. Если что-то шло не так — старт программы откладывали. Плату стали взимать лишь после окончательного утверждения. Аналогичная ситуация складывалась и в Польше, и в других странах.
А у нас как? Бортовые устройства работают некорректно. Деньги снимаются сразу, причем по предоплате. Граждан заранее ничему не обучали, просто поставили перед фактом. Еще и штрафы выписывают огромные.
Конечно, цель у создателей «Платона» благородная. Собрать деньги в бюджет, починить дороги. Возможно, через несколько лет все мы будем ездить по красивым ровным магистралям, и поминать систему добрым словом. Но, увы, пока на ум приходят совсем другие выражения.
По материалам: РБК, статьи Андрея Попова директора по закупкам транспортных услуг FM Logistic.
Теги: транспорт грузоперевозки
Читайте также
Совсем скоро планируется введение в эксплуатацию новой станции метро «Озерная». Она будет располагаться на пересечении ул. Озерная и Никулинская. Благодаря открытию нового объекта транспортная доступность Московского хладокомбината №14 значительно повысится. Теперь у клиентов компании появится возможность воспользоваться дополнительной станцией столичного метрополитена.
В Министерстве промышленности и торговли поняли, что процессы транспортировки замороженной продукции из отдаленных регионов необходимо оптимизировать. Ведомство объявило о запуске нового проекта, результатом которого должны стать надежные рефрижераторные контейнеры отечественного производства.
На скоростной трассе М-11 «Москва - Санкт-Петербург» в Тверской области снижается тариф для грузовых автомобилей на проезд по обходу Вышнего Волочка. Об этом сообщили в пресс-службе ГК «Автодор».
С 27 февраля 2016 года продлевается трасса маршрута автобуса № 610 в обоих направлениях. Появилась возможность добраться до Хладокомбината №14 от метро «Юго-западная» без пересадок. По прежней трассе маршрута «Пищекомбинат — Метро «Кунцевская» назначен автобус под номером 610к.
Собянин: перед наступлением зимних каникул Рябиновая улица превратилась в дублера кольцевой автодороги.
Президент РФ заверил своей подписью закон, согласно тексту которого штрафы для большегрузных автомобилей при отсутствии оплаты сборов системы «Платон» уменьшены в 100 раз. Соответствующие поправки в Кодексе об административных нарушениях – уже размещены на официальном сайте, публикующем правовую информацию.
Вступил в силу законопроект, который предусматривает взыскание определенной платы с грузовиков за проезд по всем автодорогам страны. С сегодняшнего дня нужно будет платить 1.53 рубля за каждый километр пути. Платить будут вынуждены не только транспортные компании, но и частные перевозчики. Оплата производится двумя путями. 1. Приобретение специальной маршрутной карты. 2. Можно обратиться в спец. отдел и получить бесплатное устройство «Платон», способное оказать содействие в решении финансовых вопросов, без вашего индивидуального вмешательства.
На западе Москвы до конца нынешнего года строители завершат работу по созданию нового путепровода, проходящего на Рябиновой улице через железнодорожные пути Киевского направления. Планируется, что инженерное сооружение станет соединительным звеном улицы с Мичуринским проспектом.