- Главная
- Информация
- Статьи
- Снижение риска образования неликвидов на складе
Снижение риска образования неликвидов на складе
28.04.2020
В содержании запасов имеются существенные риски, в том числе возможность образования неликвидов (товаров, которые не продались). Эта опасность подстерегает компании ежедневно. Причин, приведших к образованию неликвидов, может быть множество. Например:
- В связи с появлением конкурентов упал спрос на товары;
- Ошибочно был закуплен лишний объем продукции;
- Появились новые модификации товаров, заменившие прежние;
- Упал спрос на продукцию в связи с ликвидацией потребителя;
- Имеется брак (товары ненадлежащего качества), не замененный поставщиками после подачи претензий компанией-покупателем;
- Не списана проданная продукция;
- Ошибочно были закуплены товары, не пользующиеся спросом по причине устаревания;
- Продукция испорчена (механические повреждения, высокая влажность);
- Есть пересортица (в поставках, при неправильной раскладке товаров);
- Имеются складские потери, обнаруженные при инвентаризации связанные с небрежным обозначением адресов или написанием их нестойкими чернилами;
- Товары были оприходованы ошибочно.
Может показаться, что такие ситуации случаются нечасто. Но на самом деле на складах, работающих с сотнями товарных наименований, неликвиды образуются и увеличиваются мгновенно. И только планомерный учет вместе с отличной организацией управления запасов могут оградить компанию от появления и роста нереализованной продукции.
Каждый месяц надо проверять список товаров, не востребованных с начала года. Необходимо вести статистику поквартальных продаж по каждой номенклатурной позиции поштучно – это нужно для того, чтобы отследить колебания спроса и выяснить причины их образования. Подписывая соглашения с поставщиками, компания-покупатель должна настаивать на том, чтобы иметь возможность возвратить ошибочно заказанную продукцию. То же самое относится к рекламациям. Покупатель должен вовремя получать замену некачественной продукции. Это снизит риск возникновения неликвидов.
Рекомендации
Чтобы эффективно организовать процесс, складская служба обязана подготовить для администрации компании следующие данные:
- Ежемесячный список номенклатурных позиций, не востребованных более 1-2месяцев (период определяет руководство). Это требуется для того, чтобы принять меры, убыстряющие продажу продукции.
- Еженедельный/ежемесячный список товаров, резерв которых уменьшился ниже утвержденного минимума. Это необходимо для того, чтобы вовремя разместить заказы;
- Ежеквартальный расчет оборачиваемости по каждой товарной позиции. Это надо для оперативного принятия мер по оптимизации сроков заказов новых партий продукции и их размеров;
- Ежемесячный список продукции, переданной для продажи и находящейся у дилеров свыше утвержденного договором времени. Это нужно для того, чтобы решить проблему пролонгации сроков реализации товаров или их возврата;
- Ежеквартальные предложения, где отражены рекомендации по списанию подвергшейся порче, утерянной, украденной и неликвидной продукции.
Предложенные меры позволят рациональнее организовать процесс управления невостребованными товарами.
Приемлемый размер неликвидов (по стоимости) на сегодня – не выше 5,0 %. Это допустимая граница. В другом случае неликвиды уничтожают прибыль без всяких шансов на восполнение. Они занимают места на складах, оставаясь невостребованными на протяжении долгого времени.
Анализируя статистику, можно заметить, что основная часть предприятий ведет работу по ликвидации неликвидов непланомерно. Это негативно влияет на прибыль компаний. Чтобы систематизировать управление невостребованными запасами, рекомендуется создать в компьютерной программе специальный алгоритм, дающий возможность быстро обрабатывать сведения о неликвидах. Он может выглядеть так:
- Неликвидами считать остатки продукции, невостребованной, например, в течение последнего полугодия;
- Излишними запасами считать товары, бывшие востребованными, но чьи остатки превышают, например, трехмесячную потребность.
Определив неликвиды, первым делом выявляют их пригодность для реализации:
- Если продукцию можно предложить дилерам и непосредственно продавцам, то ее цену стараются зафиксировать на планке, едва превышающей себестоимость. Это обусловлено тем, что торговцы обычно не слишком стремятся приобретать товары в запас. Лишь в случае неоспоримой выгоды они идут на такой шаг. Кроме того, вторично одному и тому же клиенту неликвидный товар навязать не удастся даже при снижении его стоимости. Это только подтвердит сомнения потенциального покупателя в востребованности или качестве данной продукции;
- Если же неликвиды не нашли применения, то стоимость на них назначается предельно низкой. Можно предложить такие товары поштучно или на вес;
- Если неликвиды сбыть не получилось, то бухгалтерия списывает их на убытки предприятия.
Для компаний важно заниматься ликвидацией невостребованной продукции систематически, а также вовремя производить ее списание. В ином случае за пару лет может накопиться такая масса неликвидов, что единственным выходом станет банкротство предприятия.
Теги: контроль_деятельности